Реклама лекарств и медикаментов может исчезнуть / ООО «ВИП-Псков», Псков, Реклама на телевидении в Пскове
 
На главную
Контакты
Карта сайта
Аналитика
Новости

Реклама лекарств и медикаментов может исчезнуть

12.03.2012

Реклама лекарств и медикаментов может исчезнуть в России как вид: в комитете по охране здоровья Госдумы предлагают ее полностью запретить. На кону – здоровье тысяч российских граждан, практикующих самолечение.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) бьет тревогу: неправильное использование лекарств – одна из основных проблем в мировой медицине. Это подтверждает и статистика ВОЗ: более 50% всех медицинских препаратов сегодня назначают, отпускают или продают с нарушениями. К примеру, в развивающихся странах до 60% людей с вирусными инфекциями верхних дыхательных путей неправильно принимают антибиотики. Проблема не только в некомпетентных врачах и фармацевтах, просто люди повсеместно занимаются самолечением. Россия – не исключение. По экспертным оценкам, 65–70% лекарств, продающихся в российских аптеках, покупают без рецепта, то есть по собственному выбору, а не по направлению врача. И это не говоря уже о лечении нетрадиционными способами: согласно данным маркетингового агентства Cegedim Strategic Data (CSD), занимающегося исследованиями фармацевтического рынка, в 2010 году 380 тыс. граждан России хотя бы раз обратились к услугам экстрасенса в медицинских целях.

Впрочем, как показывают опросы, наши сограждане все же лекарства предпочитают магии, назначая их себе самостоятельно. Председатель комитета Госдумы РФ по охране здоровья Сергей Калашников видит один из истоков проблемы в рекламе этих самых лекарств. Он выступил с инициативой о ее запрете и уже готовит соответствующий законопроект. Сам депутат был на минувшей неделе недоступен для комментариев, однако эксперты уже вовсю обсуждают предложенную реформу. Так, за запрет рекламы лекарств высказалось сразу несколько авторитетных врачей, опрошенных СМИ. Основной аргумент: реклама навязчива и полна преувеличений, к тому же необходимо оградить пациентов от недостаточно изученных препаратов.

Однако противники инициативы указывают, что эффект от нее скорее всего будет незначителен. Когда на прием к врачу не пробиться, а доверять ему просто нельзя, людям остается самим заботиться о себе. К тому же под ударом окажется не только фарминдустрия, но и телевидение, радио, газеты, журналы, которым реклама медицинских средств дает заметный доход.

Вместо запрета представители фарминдустрии предлагают обеспечить должный контроль за распространением препаратов. Но это не отменяет и пропагандистской работы с населением, к примеру внедрения популярной на Западе концепции ответственного самолечения.

«Даже безрецептурные лекарства часто имеют серьезные побочные эффекты, в отделение неотложной помощи, где я работаю главврачом, регулярно поступают люди, в течение долгого времени злоупотреблявшие парацетамолом или аспирином. Поэтому пациенты должны пристально изучать описание препаратов, а не слепо доверяться рекламе», – объясняет профессор Школы управления здравоохранением Йоркского университета (Канада) Джоэл Лексчин.

Впрочем, в той же Канаде на официальном уровне требуют, чтобы инструкции к лекарствам были написаны максимально просто и понятны даже школьнику. Есть и новая тенденция: здесь предлагают обязать производителей размещать описание препарата на авторитетных фармацевтических сайтах, причем желательно на нескольких языках. Ответственно лечиться в таких условиях конечно же гораздо сподручнее. \

АСПИРИН НА БЕНЗОКОЛОНКЕ

Давид Мелик-Гусейнов, председатель экспертного совета по здравоохранению отраслевой общественной организации «Деловая Россия»:

Во всем мире отношение к рекламе фармацевтической продукции сегодня становится все более либеральным. Так, в США рекламируются как безрецептурные препараты, так и те, для которых требуется рецепт, – серьезные лекарства, применяемые в психиатрии, нейролептики. Подобная реклама направлена прежде всего на самих врачей, которые таким образом узнают о появлении новинок или обновляют свои знания о лекарстве. Впрочем, подсказать врачу новое лекарство может и сам пациент. При этом просто так в аптеке ему лекарство не продадут, в отличие от России, где такие препараты могут отпустить и свободно, без рецепта – подобные случаи до сих пор не редкость.

В большинстве стран Европы также разрешена реклама безрецептурных препаратов. Более того, к примеру, во Франции такое лекарство, тот же аспирин, можно купить не только в аптеке, но и на бензоколонке, в хлебобулочном магазине. Там население понимает, что такое ответственное самолечение, а ситуация, когда человек несколько лет «лечит» аспирином рак, встречается реже, чем у нас. Да, есть страны, где реклама лекарственных средств запрещена, например Швеция, но и в этой стране прослеживается курс на послабление ограничений.

Вообще, как показывает мировая практика, изменить ситуацию с самолечением запретами невозможно. Нужно разобраться с ее причинами, а у нас это прежде всего низкая эффективность и безответственность врачей. Сегодня врач в России не несет никакой ответственности за диагноз, который поставил, и за те препараты, которые выписал. На Западе, напротив, он работает в системе страхования, его действия и их последствия контролируются и страхуются.

Еще одна проблема в том, что в России рекламируется много безрецептурных препаратов, которые на самом деле такими не являются. По сути, производители намеренно передвинули их в безрецептурный сегмент, чтобы расширить рынок сбыта. Это опять же невозможно на Западе, где подобные препараты, допустим, содержащие кодеин, запрещены к свободной продаже (в России подобный запрет вступит в силу лишь с мая этого года). У нас рекламируются и препараты, которые просто неэффективны, – всевозможные иммуномодуляторы, некоторые виды витаминов, гомеопатические. Минздрав разрешает их обращение, но доказательной базы, подтверждающей их эффективность, просто нет. Все эти проблемы решаются ужесточением контроля за препаратами, их появлением на рынке и распространением. А для этого достаточно уже существующих законодательных норм.

Кирилл Журенков, Сергей Мельников, «Огонёк»

26.02.2019
25.02.2019
все новости >>>

Аналитика
22.02.2019
10.01.2019
вся аналитика >>>